Газета.Ru





24 образа меланхолии




В Музее архитектуры им. Щусева открылась выставка первого российского лауреата Архитектурной биеннале в Венеции.


    После того, как семь лет назад распался знаменитый дуэт бумажных архитекторов Бродский — Уткин, успех оставил обоих мастеров. Не то что бы о них забыли, не то что бы им нечего было делать, но по сравнению с громкой славой общих работ нынешний резонанс более чем скромный. Об Александре Бродском можно услышать чаще. Он продолжил строительство инсталляций, регулярно появляются его новые проекты, самостоятельная карьера движется, хотя и не такими темпами, как когда-то совместная.
       Уткин же решил заняться реальной архитектурой. Самостоятельных выставок он не делает. Единственная, «Меланхолия», состоялась в 1995 году в галерее «Риджина». Сейчас открылась вторая в музее архитектуры им. Щусева. Причем это скорее половинка первой, а не самостоятельная экспозиция: по стенам развешаны почти те же фотографии «руинированных сооружений», что и пять лет назад. На этот раз их ровно 24, как требует концепция серии выставок «архитектурных фотографий» в щусевском музее. Первым бал Юрий Аввакумов, после Уткина покажут работы Игоря Пальмина.
       Меланхолия в музее архитектуры вышла куда меланхоличнее, чем пять лет назад.
       В «Риджине» посреди галереи была установлена искусственная архитектурная руина, вокруг которой размещались фотографии. В ее отсутствие картинки настраивают на мрачные раздумья с удвоенной силой. Результатом созерцательной депрессии, по мнению Уткина, должны быть творческие идеи. От былого озорства, которым отличались Бродский — Уткин, не осталось почти ничего (как, кстати, и у Бродского). Уткин-фотограф серьезен и хмур. Серию его фотоэтюдов можно рассматривать как классификатор уныния: городское, деревенское, усадебное, даже лесное.
       Есть и Венеция, любимый город культурных меланхоликов, образцовый пример торжественного умирания. Много полуразрушенной Москвы (Уткин успел снять несколько мест, представлявших для печальных мечтателей особую ценность, пока их не приметил орлиный глаз градоначальника). Не забыл архитектор и о классическом приюте московских созерцателей – Царицыне.
       Разумеется, суровый Уткин не сентиментален. Живописные руины, ободранные стены, одинокие избушки или сухие деревья вовсе не для того попали в объектив, чтобы кого-то разжалобить или обвинить. Созерцание разрушений — древнейшая культурная традиция, которая сменила массу идеологий (романтическую, археологическую, мистическую и т.д.). Общим же остается полумедитативное состояние наблюдателя, внимательно вглядывающегося в следы времени и в предвестники смерти. Уткин же еще и не забывает превосходно скомпоновать кадр. Это умение оценило жюри последнего Архитектурного биеннале в Венеции, где Уткин стал лауреатом в номинации «архитектурная фотография», кстати, первым, среди российских архитекторов.

Александр Стрелков
Фото - Илья Уткин





 версия для печати 




...



RB2 Network RB2

RB2 Network RB2



info@gazeta.ru sales@gazeta.ru

© "Газета.Ru". При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Газету.Ru" обязательна.